Назначение.  Предлагаемая  методика   диагностики   склонности   к   отклоняющемуся  поведению  (СОП)   является   стандартизированным   тест-опросником,   предназначенным для   измерения   готовности   (склонности)   подростков   к   реализации   различных   форм отклоняющегося поведения.  Опросник  представляет  собой набор специализированных психодиагностических   шкал,   направленных   на   измерение   готовности   (склонности)   к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика   предполагает   учет   и   коррекцию  установки   на   социально  желательные ответы испытуемых.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены  на   измерение   психологического   содержания   комплекса   связанных  между собой   форм   девиантного   поведения,   то   есть   социальных   и   личностных   установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию,  оценки достоверности результатов опросника в целом,  а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости   от   выраженности   установки   испытуемого   на   социально-желательные ответы.

Область применения методики 

       Опросник ООП может быть использован как  самостоятельная  психодиагностическая методика, так и в комплексе с другими  методиками,  направленными на изучение личности подростка. Опросник  предназначен  прежде  всего для решения практических задач в области психодиагностики, в ситуации психологического консультирования, а также для исследовательских целей.

       Содержательная сторона исследуемых психологических феноменов такова, что, если мы рассчитываем обеспечить выполнение  соответствующих  психометрических требований, то методику целесообразно в данном ее варианте  применять для психодиагностики лиц ограниченного возрастного диапазона:  подросткового и младшего юношеского возраста (выборка  стандартизации - 14-17 лет).

            В перспективе возможно расширить возрастной диапазон валидного  применения методики "вверх" включив в выборку стандартизации старший  юношеский возраст, но не "вниз", так как в более младшем возрасте  принципиально меняется структура девиантного поведения и соответственно структура мотивов личности ребенка и младшего подростка. На первоначальном этапе работы был разработан вариант методики  ООП, ориентированный на мужскую часть подростковой популяции. Затем была разработана методика, учитывающая особенности структуры и содержания девиантного поведения девушек-подростков. Таким образом, оба варианта методики  охватывают всю подростковую популяцию в целом.

       Предполагалось, что такая методика могла бы быть использована психологами-практиками и квалифицированными специалистами смежных  специальностей, занимающихся психодиагностической, психокоррекционной, социо- и  психотерапевтической работой.

       Эти условия требовали, чтобы  методика  была  достаточно  компактна, умеренно трудоемка для испытуемых и чтобы результаты могли быть  представлены в очевидной и легко интерпретирующейся форме.

       Таким требованиям с точки зрения разработчиков отвечает стандартизированный тест-опросник. Под отклоняющимся (девиантным) поведением принято понимать  деятельность человека, систему поступков,  не  соответствующих  установившимся  в данном обществе стереотипам, образцам.

       Обратившись к попыткам классификации разнообразных форм  отклоняющегося поведения, авторы обнаружили, что в рамках психиатрического и  клинико-психологического подходов наиболее полно, с их точки зрения, очерчивают данный феномен классификации, предложенные А. Е. Личко и Т.  В. Кондрашенко. В своей работе авторы опираются в основном на них,  учитывая,  естест-

 венно, особенную текучесть понятия "нормы" в этой области и ее зависимость от конкретной социокультурной ситуации.

       Упомянутые исследователи выделяют следующие формы отклоняющегося поведения подростков.

       1. Делинквентное поведение, которое включает широкий спектр правонарушений, как правило, не доходящих в своих проявлениях до уголовно наказуемых деяний. Содержание этой области отклоняющегося поведения особенно текуче и зависит от социально-правовой ситуации в обществе.

       2. Побеги из дома и бродяжничество. Эта область отклоняющегося поведения часто пересекается с предыдущей.

       3. Ранняя алкоголизация, различные формы наркотизации и токсикологического поведения.

       4. Девиации сексуального поведения. Понятие  нормы  в  этой  области также продолжает стремительно смещаться.

       5. Суицидальное поведение.

       Авторы методики считают  правомерным  выделить  как  самостоятельную сферу отклоняющегося поведения - аддиктивное поведение.  Оно  определяется как одна из форм деструктивного поведения, направленного на уход от реальности посредством изменения своего психического состояния с помощью фармакологических и иных средств.

       Очевидно, что алкоголизация, наркотизация и потребление других  психоактивных веществ имеют общее потребностно-мотивационное ядро и относятся к сфере вышеупомянутого аддиктивного поведения.

       Аналогичным интегральным  понятием  является  агрессивное  поведение. Несмотря на многообразие подходов к определению понятия агрессии, устойчивой психологической сущностью агрессивного поведения принято  считать  готовность к непровоцируемому нападению,  проявляющуюся  в  непосредственной или опосредованной форме.

       Феномен саморазрушающего поведения на психологическом уровне связан с феноменом агрессии и аутоагрессии, аддиктивным поведением, а на социальном и нормативном - с делинквентным и криминальным поведением.

 

Концепция методики

       Учитывая огромную сложность и разнообразие форм проявлений  девиантного поведения, а также практическую направленность своей  работы,  авторы попытались вычленить в качестве объекта приложения диагностических возможностей методики СОП некую относительно законченную часть всей сферы отклоняющегося поведения. Не последнюю роль в этом выборе сыграли как технические ограничения, так и представления авторов о важности для  диагностической и коррекционной работы отдельных видов девиантного поведения.

       В результате из сферы внимания разработчиков  в данной методике оказались исключенными собственно криминальное поведение, большая часть  суициидального поведения, весь комплекс сексуальных девиаций, дромоманическое поведение. По мнению авторов, это слишком объемные, многоплановые явления, требующие специальных психодиагностических инструментов для их изучения.

       Также даная методика специально не ориентирована на  так  называемые патологические формы девиантного  поведения,  которые,  как  правило,  непосредственно связаны с нервно-психическими расстройствами.

       Таким образом, предлагаемая методика направлена на диагностику  следующих взаимосвязанных форм девиантного поведения.

       -агрессивное поведение;

       -саморазрушающее и самоповреждающее поведение;

       - аддиктивное поведение;

       - делинквентное поведение.

       В сферу анализа авторы также  включили  поведение,  направленное  на  преодоление каких-либо норм и правил, считая его важной поведенческой характеристикой более обобщенного уровня. Кроме того, в число измеряемых характеристик они  посчитали  целесообразным включить такую характеристику, как волевой контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций. Так как контроль поведенческих  проявлений эмоциональных реакций, в значительной мере  является  характеристикой,  определяющей формы и способы проявления девиантных установок.

       Учитывая очевидную для испытуемого нормальную и оценочную  нагруженность большинства шкал и общую направленность методики,  авторы  посчитали необходимым включить в состав методики шкалу,  направленную  на  изменение готовности испытуемого давать о себе по преимуществу  социально-одобряемую информацию.

       Тенденция испытуемого давать в этой сфере социально желательные  ответы особенно велика. Поэтому данные, полученные по шкале социальной желательности используются для коррекции результатов по содержательным  шкалам методики, что позволяет повысить достоверность результатов по содержательным шкалам методики.

       Кроме того, для женской части подростковой популяции на характер девиантного поведения существенно влияет такая характеристика, как  принятие  своей женской социальной роли и весь комплекс ожиданий, установок и  поведенческих стереотипов, связанных с этим. Это побудило авторов  включить  в женский вариант методики шкалу, направленную на измерение степени принятия женской социальной роли.

       Что же касается собственно психологического  феномена,  на  изучение которого направлена методика, то авторам представляется продуктивной идея, предложенная В.Н. Иванченко, А. Г. Асмоловым, С.Н. Ениколоповым, ввести  в контекст анализа противоправного поведения понятие "установка" в его  собственно психологическом смысле. В контексте данной  работы  целесообразно, на взгляд авторов, использовать понятие социальной установки  и  смысловой установки личности.

       Установка понимается авторами как готовность (склонность) к  определенным образом направленной деятельности, то есть в данном случае к совершению действий, поступков, имеющих девиантный характер.

       Наконец, необходимо обсудить  соотношение  разработанного  психодиагностического инструмента с уже существующими методиками на изучение  личности девиантного подростка. Для взрослой популяции разработаны индивидуализированные проективные

 методики, тест-опросники и другие психодиагностические инструменты, позволяющие хотя бы косвенно изучать различные  психологические  характеристики отклоняющегося поведения.

       В то же время известен дефицит психодиагностических методик, направленных на анализ психологического содержания девиантного поведения подростков. Из методик, направленных на детско-подростковую  популяцию  возможно упомянуть детский вариант ТАТ, детский  вариант  теста  Кеттелла,  детский вариант теста фрустрации Розенцвейга,  патохарактерологический  диагностический опросник (ПДО) для подростков, карта личности  подростка,  опросник для определения акцентуации характера у подростков, шкалы оценки моральноволевых качеств личности.

       Главной проблемой является то, что ниже перечисленные методики  позволяют лишь косвенно изучать  психологические  характеристики  девиантного поведения.

       Для диагностики отдельных аспектов отклоняющегося поведения, правда, существуют специализированные психодиагностические  методики.  Такие  как, например, опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками (модификация методики МПА  В.Д. Завьялова)  или  показатель делинквентности из ПДО.  Патохарактерологический  опросник,  разработанный А.Е. Личко, наиболее полно отвечает необходимым требованиям, но он  ориентирован на клиническую область применения, клинические феномены, и направлен, в первую очередь, на изучение характерологических черт личности, а не  непосредственно той психологической реальности, которая стоит за феноменом отклоняющегося поведения. Кроме того, по ряду психометрических характеристик он не соответствует требованиям, предъявляемым к  психодиагностическим методикам этого класса в настоящее время.

       Таким образом, разработчиками методики СОП предпринята попытка  кон-струирования психодиагностической методики, охватывающей комплекс  взаимо-связанных проявлений отклоняющегося поведения подростков, направленной не-посредственно на анализ психологической реальности, скрывающейся за  девиантным поведенческими проявлениями, в частности, такого аспекта  как  личностные и социальные установки подростков в сфере отклоняющегося поведения.

 

Краткое описание психометрического исследования

 

       На первом этапе разработки методики утверждения, включенные в  шкалы СОП, подбирались исходя из концепции методики, с учетом мнения экспертов-клинических психологов, исходя из представлений о специфических особенностях структуры девиантного поведения подростков.  При  формировании  списка утверждений базовым являлся вариант методики, ориентированный  на  мужскую популяцию.

       При создании варианта опросника, ориентированного на  женскую  часть популяции, часть этих утверждений переформулировалась с учетом  особенностей женской популяции, также были добавлены новые утверждения.

       Пункты, вошедшие в состав шкал методики подбирались как из  уже  существующих психодиагностических методик, так и формулировались самими разработчиками опросника.

       При отборе утверждений особое внимание обращалось на смысловую однозначность формулировок и доступность их пониманию подростков. В силу  этого, значительная часть утверждений, отобранная из уже существующих  психодиагностических методик, была переформулирована таким образом, чтобы обеспечить их ясное понимание испытуемыми-подростками.

       Для формирования шкал методики ООП использовались утверждения,  взятые из следующих психодиагностических методик:  шкала  лжи  тест-опросника  Айзенка (форма А, адаптация А.Г. Шмелева, шкалы лжи и  коррекции  ММРI,  а также утверждения из общего  массива  пунктов  ММРI,  психодиагностический тест В.М. Мельникова и Л.Т. Ямпольского, опросник "импульсивность" Айзенка (адаптация А.Г. Шмелева), опросник РЗК склонности  к  риску  Шуберта,  ПДО А.Е. Личко, адаптированный вариант Мичиганского алкогольного скрининг-теста, шкала суицидальности А.А. Куракина, опросник Басса-Дарки, направленный на изучение агрессии,  опросник  волевого  самоконтроля  А. Г. Зверкова  и Е.В. Эйдмана, шкала импульсивности В.А. Лосенкова.

       Шкала склонности к делинквентному поведению формировалась уже  после пилотажного исследования посредством отбора пунктов наилучшим образом дифференцирующих "обычных" подростков и испытуемых с выраженным делинквентным поведением.

       Психометрическое исследование проводилось отдельно как для  мужского варианта методики, так и для женского. Более углубленное психометрическое исследование проводилось для мужского варианта методики, так как он являлся базовым при разработке методики ООП.

       На этапе пилотажного исследования была проведена апробация  методики на нескольких подвыборках испытуемых. Разработчики предполагали,  что  готовность к реализации девиантного поведения выражена в различной степени у относительно "социально благополучных" школьников, учащихся ПТУ и  у  подростков с выраженными проявлениями отклоняющегося поведения,  находящимися в учебно-воспитательных учреждениях для детей, нуждающихся в особых  условиях воспитания (спецшколы и спец ПТУ), находящихся на учете  в  инспекции по делам несовершеннолетних. Исходя из этой гипотезы  и  строилась  логика исследования.

 

Инструкция к тесту

Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам.

· Если верно, то выберите «да».

· Если оно неверно, то выберите «нет».

· Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению.

Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.

 

Тестовый материал (Мужской вариант)

1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.

4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.

5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.

6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили.

7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

8. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.

9. Если бы мне пришлось стать военным, тоя хотел бы быть летчиком-истребителем.

10.Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

11.Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

12.Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями.

13.Я всегда говорю только правду.

14.Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально.

15.Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.

16.Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

17.Если меня обидели, то я обязательно должен отмстить.

18.Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.

19.Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

20.Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

21.Иногда я перехожу улицу татам, где мне удобно, а не там, где положено.

22.Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь

сильное сексуальное (половое) влечение.

23.Я иногда не слушаюсь родителей.

24.Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между

скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

25.Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.

26.Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

27.Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

28.Иногда мне так и хочется сделать себе больно.

29.Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

30.Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

31.Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

32.Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.

33.Бывает, что мне так и хочется выругаться.

34.Правы люди, которые в жизни следуют пословиц: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

35.Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.

36.Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

37.Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов, то бы обязательно в них поучаствовал.

38.Бывает, что иногда я говорю неправду.

39.Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

40.Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

41.Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

42.Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

43.Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

44.Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

45.Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.

46.Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.

47.Иногда я скучаю на уроках.

48.Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

49.Если человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю.

50.Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

51.Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

52.Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

53.Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

54.Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

55.Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

56.Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

57.Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

58.Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

59.Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

60.Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

61.Меня раздражает, когда девушки курят.

62.Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

63.Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

64.Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

65.Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

66.Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

67.Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

68.Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

69.Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

70.Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.

71.Я могу вспомнить случаи, кода я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

72.Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

73.Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

74.Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

75.Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.

76.Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

77.Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально.

78.Я часто не могу сдержать свои чувства.

79.Бывало, что я опаздывал на уроки.

80.Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

81.Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

82.Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

83.Иногда случалось, что я не выполнял домашнее задание.

84.Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

85.Мне кажется, что я не способен ударить человека.

86.Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

87.Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

88.Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

89. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.

 

Тестовый материал (Женский вариант)

1. Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать ее.

2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня.

3. Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием пошла служить в армию.

4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.

5. Чтобы добиться своего, девушка иногда может и подраться.

6. Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за нее хорошо платили.

7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

8. Я иногда люблю посплетничать.

9. Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни.

10.Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего поколения.

11.Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

12.Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.

13.Я всегда говорю только правду.

14.Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это нормально.

15.Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать.

16.Я с удовольствием смотрю боевики.

17.Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить.

18.Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.

19.Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

20.Мне часто бывает трудно сделать роботу к точно определенному сроку.

21.Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.

22.Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно хочешь.

23.Бывало, что я не слушалась родителей.

24.В автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость.

25.Я думаю, что мне понравилось бы заниматься каратэ или похожим видом спорта.

26.Мне бы понравилась работа официантки в ресторане.

27.Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

28.Иногда мне так и хочется сделать себе больно.

29.Мое отношении к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

30.Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте.

31.Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

32.Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.

33.Бывает, что мне так и хочется выругаться.

34.Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

35.Бывало, что я случайно попадала в неприятную историю после употребления спиртных напитков.

36.Я часто не могу заставить себя продолжать какое-либо занятие после обидной неудачи.

37.Многие запреты в области секса старомодны и их можно отбросить.

38.Бывает, что иногда я говорю неправду.

39.Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

40.Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

41.Если бы я родилась в древние времена, то стала бы благородной разбойницей.

42.Добиваться победы в споре нужно любой ценой.

43.Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпила.

44.Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

45.Если в фильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.

46.Бывает я скучаю на уроках.

47.Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

48.Если человек раздражает меня, то я готова высказать ему все, что о нем думаю.

49.Во время путешествий и поездок я люблю отклонятся от обычных маршрутов.

50.Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей.

51.Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле.

52.Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

53.Бывает, что я с интересом слушаю неприличный, но смешной анекдот.

54.Мне нравится иногда смущать и ставить в неловкое положение окружающих.

55.Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

56.Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

57.Мне больше нравится читать о кровавых преступлениях или о катастрофах.

58.Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

59.Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

60.Я считаю вполне нормальным, если девушка курит.

61.Мне нравится состояние, которые наступает, когда выпьешь в меру и в хорошей компании.

62.Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не время и не место.

63.Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

64.Некоторые люди побаиваются меня..

65.Я бы хотела присутствовать при казни преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

66.Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

67.Если бы могла, то с удовольствием поучаствовала бы в автомобильных гонках.

68.Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

69.Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первым начать драку.

70.Я могу вспомнить случаи, когда я настолько разозлилась, что хватала первую попавшуюся под руку вещь и ломала ее.

71.Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

72.Мне бы хотелось из любопытства прыгнуть с парашютом.

73.Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.

74.Счастливы те, кто умирают молодыми.

75.Я получаю удовольствие, когда немного рискую.

76.Когда человек в пылу спора прибегает к ругательствам – это допустимо.

77.Я часто не могу сдержать свои чувства.

78.Бывало, что я опаздывала на уроки.

79.Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

80.Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

81.Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

82.Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание.

83.Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

84.Бывают случаи, когда я могу ударить человека.

85.Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

86.Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

87.Наивные простаки сами заслуживаю того, чтобы их обманывали.

88.Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу.

89.Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

90.Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знала, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

91.Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

92.Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

93.Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать виновника моих неприятностей.

94.Я думаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

95.Я бы с удовольствием покатилась бы на горных лыжах с крутого склона.

96.Иногда, если кто-то причиняет мне боль, то это бывает даже приятно.

97.Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыжками с вышки.

98.Мне иногда не хочется жить.

Ключ к тесту

Мужской вариант

1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет),

6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47

(нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил: 1 (нет), 10 (нет), 11

(да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61

(нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет).

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да),

26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да),

62 (да), 63 (даFF г), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему

поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да),

37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да),

91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да).

5. Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да),

17 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да),

51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82

(нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да).

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20

(да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78

(да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).

7. Шкала склонности к деликвентному поведению: 18 (да), 26 (да), 31

(да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61

(нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да).

 

Женский вариант

1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет),

8 (нет), 13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 54 (нет), 79

(нет), 83 (нет), 87 (нет).

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил: 1 (да), 10 (нет), 11

(да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (да), 59 (да), 61

(да), 80 (да), 86 (нет), 91 (да), 93 (нет).

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да),

26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да),

63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему

поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 39 (да),

51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 75 (да), 76 (да), 90 (да), 91 (да),

92 (да), 96 (да), 98 (да), 99 (да).

5. Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да),

17 (да), 25 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да),

66 (да), 71 (да), 77 (да), 82 (да), 85 (да), 89 (да), 94 (да), 101 (да), 102

(да), 103 (да), 104 (да).

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20

(да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78

(да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).

7. Шкала склонности к деликвентному поведению: 1 (да), 3 (да), 7 (да), 11

(да), 25 (да), 28 (да), 31 (да), 35 (да), 43 (да), 48 (да), 53 (да), 58 (да), 61

(да), 63 (да), 64 (да), 66 (да), 79 (да), 93 (нет), 98 (да), 99 (да), 102 (да).

8. Шкала принятия женской социальной роли: 3 (нет), 5 (нет), 9 (нет), 16

(нет), 18 (нет), 25 (нет), 41 (нет), 45 (нет), 51 (нет), 58 (нет), 61 (нет), 68

(нет), 73 (нет), 85 (нет), 93 (да), 95 (да), 96 (нет), 105 (да), 106 (нет), 107

(да).

 

Обработка результатов теста

Первый вариант обработки результатов теста

Внимание: со вторым вариантом обработки результатов существуют некоторые неточности, поэтому рекомендуем использовать именно этот вариант.

Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается 1 балл. Далее по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который сравнивается с тестовыми нормами. При отклонении индивидуальных результатов исследуемого от среднего суммарного бала по шкале больше чем на 1S, измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл исследуемого меньше среднего на 1S, то измеряемое свойство оценивается как мало выраженное. Кроме того, если известна принадлежность исследуемого к "делинквентной" популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, которые рассчитаны для "делинквентной" подвыборки.

 

Тестовые нормы методики СОП

 

Шкалы

Нормальная выборка

"Делинквентная" выборка

 

М

S

М

S

1

2,27

2,06

2,49

2,13

2

7,73

2,88

10,27

2,42

3

9,23

4,59

15,97

3,04

4

10,36

3,41

10,98

2,76

5

12,47

4,23

14,64

3,94

6

8,04

3,29

9,37

3,01

7

7,17

4,05

14,38

3,22

 

Второй вариант обработки результатов теста

Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается первичный суммарный балл, который затем при необходимости подвергается коррекции в связи с действием фактора специальной желательности в соответствии с процедурой, описанной выше. Затем производится перевод «сырых» баллов в стандартные Т-баллы. В том случае, если у пользователя имеются набранные им специализированные тестовые нормы, то перевод в стандартные Т-баллы производится по формуле:

T=10 * (XiM) / (S + 50), где

· Xi – первичный («сырой») балл по шкале;

· М – среднее значение первичного суммарного балла по шкале в выборке стандартизации;

· S – стандартное отклонение значений первичных баллов в выборке стандартизации.

Варианты коэффициентов коррекции в зависимости от значений «сырого» балла по шкале № 1

Мужской вариант методики

В случае, если первичный балл по шкале № 1 меньше или равен 6 баллам для «обычных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

· Для шкалы № 2 = 0,3

· Для шкалы № 3 = 0,3

· Для шкалы № 4 = 0,2

· Для шкалы № 5 = 0,2

· Для           шкалы № 6 = 0,3

· Для шкалы № 7 = 0,2

В случае, если первичный балл по шкале № 1 меньше или равен 6 баллам для “деликвентных” испытуемых, то коэффицицент коррекции составляет:

· Для шкалы № 2 = 0,3

· Для шкалы № 3 = 0,5

· Для шкалы № 4 = 0,3

· Для шкалы № 5 = 0,2

· Для шкалы № 6 = 0,3

· Для шкалы № 7 = 0,5

В случае, если первичный балл по шкале № 1 больше 6 баллов как для “обычных”, так и для “деликвентных” испытуемых, то коэффициент

коррекции составляет:

· Для шкалы № 2 = 0,7

· Для шкалы № 3 = 0,6

· Для шкалы № 4 = 0,4

· Для шкалы № 5 = 0,5

· Для шкалы № 6 = 0,3

· Для шкалы № 7 = 0,5

Женский вариант методики

В случае, если испытуемые относятся к подвыборке «обычных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет

· Для шкалы № 2 = 0,4

· Для шкалы № 3 = 0,4

· Для шкалы № 4 = 0,2

· Для шкалы № 5 = 0,3

· Для шкалы № 6 = 0,5

· Для шкалы № 7 = 0,4

В случае, если испытуемые заведомо относятся к подвыборке «деликвентных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

· Для шкалы № 2 = 0,4

· Для шкалы № 3 = 0,4

· Для шкалы № 4 = 0,3

· Для шкалы № 5 = 0,4

· Для шкалы № 6 = 0,5

· Для шкалы № 7 = 0,5

Таблица норм при переводе «сырых» баллов в Т-баллы

 

Сырой балл

Т-баллы

Шкалы

1 2 3 4 5 6 7
0 35   26       30
1 44 27 28 24 24 26 32
2 50 31 30 26 27 30 34
3 55 34 33 29 29 33 37
4 58 37 35 32 31 37 39
5 62 40 37 35 34 40 41
6 65 43 39 37 36 44 43
7 67 46 42 40 39 48 46
8 70 50 44 43 41 51 48
9 74 53 46 45 43 55 50
10 85 56 48 48 46 58 53
11 89 59 50 51 48 62 55
12   63 53 54 51 65 57
13   66 55 56 53 69 59
14   69 57 59 55 73 62
15   72 59 62 58 77 64
16   75 62 64 60 81 66
17   78 64 67 62 85 68
18   81 66 70 65   71
19   84 68 72 67   73
20   87 70 75 70   75
21   90 72 78 72   77
22     74 81 74   79
23     76 84 77   81
24     78 87 79   83
25     80 90 81   85
26     82   83   87
27     84   85    
28         87    
29         89    

 

Описание шкал и их интерпретация

 

1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала)

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.

Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы.

Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования.

Результаты, находящиеся в диапазоне 70-89 баллов говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. О восприятии ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим шкалам и повышение по шкале женской социальной роли.

Для мужской популяции превышение суммарного первичного балла по шкале социальной желательности значения 11 первичных баллов свидетельствуют о недостоверности результатов по основным шкалам.

Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.

Отмечено также, что младшие подростки (14 лет и младше) не способны длительное время следовать установке на социально-желательные ответы. Одновременно высокие показатели по служебной шкале и по основным шкалам (кроме шкалы 8 ) свидетельствуют либор о сомнительной достоверности результатов, либо о диссоциации в сознании испытуемого известных ему и реальных норм поведения.

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил

Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.

Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.

Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале.

Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение.

Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.

Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.

Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему

поведению

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях.

Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

5. Шкала склонности к агрессии и насилию

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.

Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого.

Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.

Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов.

Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций

(Внимание! Эта шкала имеет обратный характер).

Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.

7. Шкала склонности к деликвентному поведению

Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.

На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля.

Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.

Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.

Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики.

Источники

· Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) /

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-

психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.,

Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370

· Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) /

КлейбергЮ.А. Социальная психология девиантного поведения:

учебное пособие для вузов. – М., 2004. С.141-154